Балтийский пролив. Географическое положение пролива обусловило необходимость возведения здесь фортификационных сооружений.

В 1625 году одновременно с возведением первого вального оборонительного обвода Кёнигсберга в Пиллау строились аналогичные сооружения. Работы осуществлялись в период десятилетней оккупации Пиллау шведами (с 1626 года) по проекту, утвержденному шведским королем Густавом II Адольфом, строительство велось, преимущественно с использованием дерева. Достройка крепости продолжилась и после 1635 года, после ухода шведов. Строительство крепости было в основном завершено только к 1670 году. В 1688 году после смерти Великого курфюрста Георга Вильгельма его унаследовал первый король Пруссии Фридрих І. Он придавал большое значение крепости в Пиллау и её начали перестраивать в камне.

До конца ХVIII века, никаких работ по усовершенствованию не проводилось. Крепость обветшала и уже не могла защищать город. С 1771 года началось новое возрождение Пиллау. Следующая частичная модернизация крепости проводилась в 1848 году, а полная в 1871 году, после франко-прусской войны. Вокруг крепости начинается строительство фортов, заканчивалась эпоха гладкоствольной артиллерии и начался переход к нарезной, что вызвало увеличение мощи и дальнобойности осадной артиллерии. Старые крепости, B том числе, и в Пиллау, оказались несостоятельными перед лицом новой тактики и стратегии.



Построенные тогда форты нельзя рассматривать как нечто неизменное, в это же время совершенствовалась и артиллерия, в конце 80-х годов ХІХ века на её вооружении появились фугасные снаряды со взрывчатым веществом пироксилином вместо черного пороха. Проведенные опытные стрельбы показали, что кирпичные своды фортов и грунтовая защита на них не способны противостоять их силе удара и взрыва. В 1885 году в Кенигсберге работала комиссия государственной обороны, которая по предложению инспектора инженерного корпуса И крепостей генерала фон Бранденштайна решила усилить конструкции кенигсбергских фортов, в том числе и форта «Западный». Работы на косе начались в 1887 году и продолжались до 1891 года, с применением нового тогда материала бетона. Учитывая его первоначальный дефицит, бетонирование по слою песка велось только для пороховых погребов и казарм. Защита окон, амбразур и дверей от опасного действия газов, образующихся при взрыве фугасных снарядов, осуществлялась устройством герметизированных бронированных створок и дверей.
Задачи, которые решал гарнизон форта «Западный» - в случае военных действий перекрыть артиллерийским огнем пиллауский пролив, прикрытие цитадели «Пиллау» ведением косоприцельного огня по кораблям противника. Кроме того, форт был своеобразным контрольно-пропускным пунктом для судов следовавших по проливу и сухопутных караванов двигавшихся по косе Фрише-Нерунг. Сооружение входило в несколько оборонительных систем: это «фортовый пояс» крепости Пиллау, оборонительная линия косы, выстроенная во второй половине XIX века и, во время Второй мировой войны, форт был включен в систему береговых батарей.


Для морской крепости Пиллау, в связи с внешнеполитическими обстоятельствами, необходимо было иметь на южном берегу пролива новое крепостное сооружение. Им стал форт «Западный». В основу проектной документации фортов легли работы французского фортификатора Вобана, русского инженера Сухтелена и австрийского фортификатора Максимилиана. Проект морских фортов был разработан германским инженерным комитетом по поручению генерал-инспектора Камеке. На закладных камнях, венчающих своды двух казематов форта «Западный», строителями форта зафиксированы даты 1869 (утрачен) и 1872 годы, в 1872 году, строительство было полностью завершено.
Гарнизон форта составлял одну пехотную роту, артиллерийскую команду и одну-две группы саперов. На вооружении форта находились револьверные пушки, орудия калибров 9, 12, 15 см и мортиры. В начале ХХ. века форт «Западный» считался секретным объектом, в нем осуществлялось боевое дежурство.

За всё время существования форта «Западный» на его позиции никогда не велось активных боевых действий. На завершающем этапе Великой Отечественной войны форт представлял собой, в комплексе с полевыми фортификационными сооружениями, крупный опорный пункт. На узком участке суши косы, к 26 апреля 1945 года сосредоточились потрепанные, но без преувеличения - отборные части пяти пехотных дивизий вермахта, а также многочисленные отдельные части и подразделения. После взятия Пиллау к исходу 25 апреля 1945 года войсками 11-Й Гвардейской армии З-го Белорусского фронта он оказался в полном окружении подразделений, десантировавшихся на косу Фрише-Нерувг (Балтийская коса).
После войны до лета 1960 года в основании южного мола стояли батареи зенитных пушек Балтийской дивизия ПВО. Личный состав жил в помещениях форта. После ухода зенитчиков и артиллеристов форт опустел на долгие годы, однако территория косы являлась закрытой зоной. Форт «Западный оставался объектом государственной собственности, балансодержателем которого была морская инженерная служба Балтийского флота.
Влияние природных процессов - течение, шторма, выветривание, антропогенное воздействие — возведён протяжённый южный мол, изменивший направление потока наносов (строился в период 1768-1887т.), длительный перерыв в мероприятиях по берегозащите и укреплению кочующих песков, действия вандалов разборкой сооружения на кирпичи — факторы, ведущие к утрате объекта культурного наследия.


Крепостные сооружения Пиллау являются памятником военно- оборонительного зодчества. Это уникальный объект европейской фортификации XVII-XX веков, истории инженерной мысли и строительного искусства.

Решением Калининградского областного совета народных депутатов № 262 от 16.101г. крепость «Пиллау» и входящий в её состав форт «Западный» были поставлены на учёт как памятники архитектуры.

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 гола № 132 форт «Западный» получил статус объекта культурного наследия регионального значення.
В конце 2024 года правительством Калининградской области комплекс крепости "Пиллау": Форт "Западный" был реализован через аукцион частному инвестору, который принял решение о сохранении исторической достопримечательности и развития туристического проекта
Made on
Tilda